Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/627]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
Глава I
В одиннадцати предыдущих книгах мы рассмотрели
текст священного Писания, называемого книгой Бытия, с
самого его начала и до того места, где (говорится о том,
как) первый человек был изгнан из рая, или утверждая
и защищая известное для нас, или же исследуя и разбирая
неизвестное, — не столько предписывая, что каждый
должен мыслить о темных предметах, сколько показывая
необходимость изучения того, относительно чего мы оста-
лись в сомнении и не позволяя при этом себе дерзостных
утверждений там, где не в состоянии были дать убедитель-
ное суждение. Настоящая же двенадцатая книга, обрабо-
танная столь же тщательно, как того требовал от нас
подлежащий рассмотрению текст священного Писания,
будет посвящена подробному раскрытию вопроса о рае,
дабы не показалось, будто мы уклоняемся от разъяснения
слов апостола, в которых он под третьим небом, по нашему
мнению, разумеет рай, говоря: "Знаю человека во Христе,
который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли —
не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен
был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — только
не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает, — что он
был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых
человеку нельзя пересказать" (II Кор. XII, 2 — 4).
Часто спрашивают, что имеет в виду апостол под
третьим небом, а также — хотел ли он, чтобы под ним
разумелся рай, или же после того, как он был восхищен
на третье небо, он был восхищен и в рай, где бы тот
рай ни находился, так что если он был восхищен на
третье небо, это не значит, что был восхищен и в рай,
но сначала — на третье небо, а потом — в рай. Этот
вопрос, мне кажется, может быть разрешен в том только
случае, если кто-нибудь на основании не настоящих слов
апостола, а либо других мест Писания, либо иных оче-
видных данных найдет что-нибудь такое, чем докажет,
находится ли рай на третьем небе, или не находится, так
625