Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/606]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
Глава XXII
И словами: "Это — верх путей Божиих: только Со-
творивший его может приблизить к нему меч Свой"
указывается вовсе не природа его, а или воздушное тело,
которым Бог приличным образом снабдил подобную волю,
или тот порядок, по которому Он сотворил его невольным
орудием пользы для добрых, или то, что хотя Бог и
предвидел, что он будет злым по собственной своей воле,
однако сотворил его, не щадя Своей благости для жизни
и субстанции, которая должна будет обнаружить себя
вредной волей, и в то же время предвидя, сколько добра
Он сделает из нее по Своей удивительной благости. Верхом
же создания Господня он назван не потому, что Бог
первоначально или в начале создал его злым, а потому,
что хотя Бог и знал, что диавол по своей воле будет
злым, дабы вредить добрым, однако сотворил его, дабы
он тем самым был полезен добрым.
Началом же для поругания он является потому, что и
злые люди, сосуды диавола и как бы тело головы его, о
которых хотя Бог и предвидел, что они будут злыми,
однако сотворил их для пользы святых, точно таким же
образом бывают поруганы, когда, несмотря на их желание
вредить, примером их внушается святым предостережение,
благоговейная покорность Богу, разумение благодати, уп-
ражнение в терпимости по отношению к злым и в любви
к врагам. Но верхом создания, которое подвергается такому
поруганию, он является потому, что превосходит их и
своею древностью, и первенством злобы. Это поругание
устрояет ему Бог через святых Ангелов по действию Своего
промышления, по которому Он управляет сотворенными
природами, подчиняя злых ангелов добрым так, чтобы
нечестие злых, и притом злых не только ангелов, но и
людей, имело силу не настолько, насколько оно стремится
ее иметь, а настолько, насколько та самая правда, которою
бывают живы от веры и которая в настоящее время с
долготерпением обнаруживается в людях, обратится на суд,
дабы и они могли судить не только двенадцать колен
Израиля, но и самих ангелов.
604