Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/539]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
предосудительным добро брака, а наоборот, от добра брака
становится простительным и зло невоздержанности, а пото-
му то, что имеет брак доброго и от чего он — добро,
ни в каком случае не может быть грехом. А добро это
троякое: вера, воспитание детей и таинство. В вере на-
блюдается то, чтобы не вступали помимо брака в соитие
с иною или с иным; в воспитании детей — чтобы (они)
с любовью зачинались, благополучно росли и религиозно
воспитывались; в таинстве — чтобы брак не расторгался
и чтобы разведенный или разведенная не вступали в союз
с другим лицом. Таково как бы брачное правило, которым
или украшается естественная плодовитость, или сдержи-
вается невоздержная порочность. Об этом предмете мы
достаточно сказали в недавно изданной нами книге "О
супружеском благе", в которой указали различие между
воздержанностью вдовства и превосходством девства по
степени их достоинства; останавливаться долго на этом
предмете в настоящем месте нет надобности.
Глава VIII
Перейдем теперь к вопросу, для какой помощи была
сотворена мужу жена, если им для рождения детей не
дозволено было в раю вступать между собою в соитие?
Те, которые так думают, считают, может быть, грехом
всякое соитие. Действительно, очень часто люди, превратно
избегая пороков, быстро впадают в противоположные поро-
ки. Так, например, тот, кто боится скупости, становится
расточительным; кто боится роскоши, делается скупым;
кого упрекают в лени, становится беспокойным; кого
укоряют в беспокойстве, делается ленивым и т. п.; все
это происходит потому, что они смотрят на свои прес-
тупления с точки зрения не разума, а мнения. Подобным
образом, коль скоро люди не знают, что именно божес-
твенным судом осуждается в прелюбодеянии и блуде, они
гнушаются брачного сожительства даже ради рождения
детей.
537