Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/48]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
жает, конечно, самые малые и ежедневные грехи. Уничто-
жает и те, от которых удаляется жизнь верующих, даже
нечестиво проведенная, но измененная покаянием к луч-
шему, коль скоро слова: "как и мы прощаем должникам
нашим" так же будут соответствовать действительности,
как и слова: "прости нам долги наши" (Мф. VI, 9 — 12),
потому что действительно существует то, что прощается;
и сама милостыня есть прощение долга просящему чело-
веку.
72. И поэтому ко всему, что совершается по милости,
относятся слова Господа: "Подавайте милостыню, и вот
— все чисто у вас" (Лук. XI, 41). Следовательно, не
только тот, кто дает алчущему пищу, жаждущему питье,
нагому одеяние, страннику приют, беглецу убежище, кто
посещает больного или заключенного, освобождает плен-
ника, дает слабому помощь, слепому поддержку, скорбя-
щему утешение, больному исцеление, заблудившемуся доро-
гу, колеблющемуся совет и все, что необходимо каждому
нуждающемуся, но и тот, кто прощает согрешающему и
дает милостыню; и кто исправляет побоями того, над кем
дается ему власть, или обуздывает какою-нибудь дисципли-
ною и однако от сердца прощает грех его, каковым грехом
он был им обижен или оскорблен, или молится, чтобы
ему простилось не только то, что он прощает или о чем
молится, но и то, за что бранит и наказывает каким-нибудь
исправительным наказанием, тот тоже дает милостыню,
потому что обнаруживает милосердие. Ибо много добра
дается нежелающим, когда заботятся об их пользе, а не
о желании; потому что они являются сами себе врагами,
друзьями же их оказываются скорее те, кого они считают
врагами и по ошибке воздают злом за добро, тогда как
христианин и за зло не должен платить злом. Итак, много
есть родов милостыни, совершая которые мы способствуем
тому, что отпускаются наши грехи.
73. Но нет ничего большего, чем прощать все, в чем
кто-либо провинился перед нами. Ибо менее важно быть
благожелательным или даже благодетельным по отношению
к тому, кто не сделал тебе никакого зла, но то есть
признак высочайшей благости, когда ты любишь и своего
46