Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/457]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
недвусмысленно говорит, что не родившиеся на свет не
делают ни доброго, ни худого.
В своем месте мы вновь возвратимся к вопросу о том,
как грех прародителей отразился на всем роде человеческом;
но относительно того, что человек, прежде чем был
сотворен из земли, т. е. прежде чем в назначенное время
был образован к жизни, не мог наследовать никакой
подобной вины, никаких сомнений быть не может. Ибо
как об Исаве и Иакове, которые, по словам апостола,
еще не родившись, не сделали ни доброго, ни худого, мы
не могли бы сказать, что они наследовали какую-нибудь
заслугу своих родителей, если бы сами родители не сделали
ничего ни доброго, ни худого, как — и обо всем роде
человеческом, что он согрешил в Адаме, если бы не
согрешил сам Адам, а согрешить он мог не иначе, как
явившись уже к жизни, когда только и мог сделать что-либо
худое или доброе: так же точно напрасно поднимать вопрос
о грехе Адама, когда он, будучи создан вместе с прочими
вещами разом, не жил ни собственной жизнью, ни в
своих родителях. Ибо в том первом творении мира, когда
Бог создал все разом, человек был сотворен таким, каким
он только должен был явиться к бытию, т. е. идеей
творения, а не в самом действии сотворения.
Глава X
Но одним образом (идеи) существуют в Слове Бога, в
котором они несотворены и вечны, иным — в элементах
мира, где все, имевшее явиться к бытию, сотворено разом,
иным — в вещах, которые, будучи причинно сотворены
разом, производятся затем порознь, каждая в свое время,
в том числе и Адам, образованный из праха земного и
одушевленный дыханием Божиим, равно как и полевой
злак, вышедший на поверхность земли, и, наконец, иным
— в семенах, в которых как бы вновь воспроизводятся
изначальные причины, но следуют они уже из тех вещей,
которые существуют сообразно с первоначально сотворен-
ными причинами, например: трава — из земли, семя —
455