Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/439]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
Глава XVI
Итак, хотя эта вечная и неизменная природа, которая
есть Бог, имеющий в самом Себе причину бытия, как
сказано Моисею: "Я есмь Сущий" (Исх. III, 14), т. е.
(сущий) совсем иначе, чем существует все прочее, Им
сотворенное, поскольку существует истинно, изначально и
неизменно, не переходит ни во что, Им сотворенное, и
все имеет в Себе как Самосущий; Он не сотворил бы
ничего, если бы не созерцал, не созерцал бы, если бы
не имел, не имел бы ничего до сотворения, если бы (не
имел) так, как существует Он сам, несотворенный; —
хотя, говорю, эта вечная и неизменная природа суть
неизреченная субстанция, которую человек не может опре-
делять иначе, чем словами, обозначающими пространство
и время (хотя она и существует прежде любого времени
и пространства), однако (Бог), сотворивший все, гораздо
ближе к нам, нежели все сотворенное. "Ибо мы Им живем
и движемся и существуем" (Деян. XVII, 28), тогда как
многое из сотворенного, будучи телесным, удалено от
нашего ума по причине своего рода несходства с ним. С
другой стороны, и сам наш ум не способен созерцать
(многое сотворенное) у Бога в тех идеях, по которым оно
сотворено, так, чтобы не основываясь на чувственных
восприятиях знать его число, количество и качество. (Мно-
гое) также бывает недоступным для наших телесных чувств
или в силу своей удаленности от нас, или будучи чем-либо
заслоненным. Выходит, что познание твари порою бывает
более трудным, нежели познание Творца, хотя ощущать
Его благоговейным умом в наималейшей степени беско-
нечно блаженней, чем познавать хотя бы и всю вселенную.
Глава XVII
Теперь перейдем к рассмотрению дел, сделанных Гос-
подом разом, закончив которые в шестой день, в седьмой
день — почил, а затем рассмотрим то, что Он и доныне
делает. Ведь сам Бог (существует) до века, то же, с чего
437