Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/24]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
ющим" (Рим. IV, 17) и располагает все мерою, числом и
весом (Прем. XI, 21).
30. Однако та часть человеческого рода, которой Бог
обещал освобождение и вечное царство, может ли она
возвратиться в прежнее состояние заслугами дел своих?
Нет. Что доброго делает погибший, прежде чем будет
несколько освобожден от погибели? Может быть обнов-
ление рода человеческого может совершиться вследствие
свободного решения воли? И это нет: потому что, пользуясь
свободой самоопределения ко злу, человек погубил и себя,
и свободу. Как, если кто убивает себя, то непременно
убивает, будучи живым, а после самоубийства уже не
живет, и когда убьет себя, уже не будет в состоянии снова
сам себя возвратить к жизни, так и когда грех совершился
по свободному определению воли, то с победою греха
утеряна была и свобода. "Ибо кто кем побежден, тот тому
и раб" (II Пет. II, 19). Это, как известно, изречение
апостола Петра; если оно справедливо, то какова, спра-
шиваю, может быть свобода раба, кроме свободы греха?
Свободно служит тот, кто охотно исполняет волю своего
господина. А поэтому, кто — раб греха, тот и свободен
для того, чтобы грешить. Поэтому для делания правды он
будет свободен только в том случае, если, освободившись
от греха, станет рабом правды. Это и есть — истинная
свобода, так как правое дело совершается с радостью, это
же, вместе с тем, есть и благоговейное рабство, так как
сохраняется подчинение закону. Но откуда явится такая
свобода у человека подчиненного и проданного, если не
выкупит его Взывающий: "если Сын освободит вас, то
истинно свободны будете" (Иоан. VIII, 36). Прежде чем
это освобождение начнется в человеке, хвалиться в добром
деле свободного тому, кто еще не свободен для делания
добра, значит надменно превозноситься пустой гордыней,
о которой предупреждает апостол словами: "благодатью
вы спасены через веру".
31. И чтобы не присваивали себе даже саму веру
настолько, что перестали бы признавать ее дарованной
свыше, тот же апостол говорит в другом месте, что он
получил милость быть верным (I Кор. VII, 25); он также
22