Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/229]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
бы Лука имел в виду нечто иное, то тем самым еще нет
причины сомневаться или недоумевать. И мы своею целью
ставили не истолкование Евангелий, а защиту их от
злословий и упреков в подделке и лживости. Но другие
части этой речи, представленные у Матфея согласно с
Марком, не возбуждают никаких вопросов, а то, что у
него согласно с Лукой, Лука представил не в той речи
Господа, а в другой, находящейся в ином месте. Там Лука
воспоминает и вводит в книгу события и речи, случившиеся
после, если только все это не было сказано дважды: и
теперь, как сказано у Матфея, и тогда, когда это приводит
Лука.
Глава LXXVIII
152. Матфей далее говорит: "Когда Иисус окончил все
слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез
два дня будет Пасха, и Сьш Человеческий предан будет
на распятие" (Мф. XXVI, 1, 2). К этому свидетельству
присоединяются и два другие: Марк и Лука (Марк. XIV,
1 и Лук. XXII, 1). Но только они не внушают мысли,
что это было сказано Господом; действительно, они про-
пустили сказать об этом; но от своего лица говорят: Марк:
"Чрез два дня надлежало быть празднику Пасхи"; Лука:
"Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою".
А Иоанн в трех местах упомянул о близости того же
самого праздничного дня (Иоан. XI, 55; XII, 1 и XIII,
1), причем в третий раз в том же месте, где об этом
упоминают и те три евангелиста, т. е. уже перед прибли-
зившимся страданием Господа.
153. Но дотошный читатель не может не заметить
некоторого противоречия в том, что Матфей и Марк,
сказав, что до Пасхи осталось два дня, уже после упомянули,
что Иисус был в Вифании, где произошло драгоценное
помазание; а Иоанн говорит, что Иисус пришел в Вифанию
за шесть дней до Пасхи и сразу после этого сообщает о
том же помазании (Иоан. XII, 1). Итак, каким образом
те двое, сказавшие, что Пасха будет через два дня,
оказываются затем вместе с Иоанном в Вифании, сообщая
227