Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/128]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
отличия которого от прочих Бог выделил Авраама из его
земли и из его народа (Быт. XII, 1, 2), так что и это
яснейшим образом относится к пророчествам и предска-
заниям о Нем, ибо было обетование, из какого народа
Он должен прийти. И хотя сорок родов евангелист разделяет
на три части, говоря, что от Авраама д$ Давида было
четырнадцать одних родов, от Давида до переселения в
Вавилонию — четырнадцать других и столько же родов
до рождества Христова (Мф. I, 17); однако же он не
говорит: "Всех их было сорок два".
Действительно, один из предков, а именно Иехония,
которым сделано некоторое уклонение в сторону чужезем-
ных народов, когда совершилось переселение в Вавилон,
называется два раза. Но где род уклоняется от прямого
пути и идет в сторону, там он делает как бы угол; то,
что находится в углу, считается два раза, а именно, в
конце первого ряда и в начале самого отклонения. Но и
это само уже прообразовало Христа, имевшего перейти от
обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вави-
лонию, и там и здесь — краеугольного камня для верующих
в Него из тех и других. Тогда Бог приуготовлял это в
прообразах для событий, которые должны были произойти
в дальнейшем. Ведь и само имя Иехония, которым пред-
изображен этот камень, значит "приуготовление Бога".
Следовательно, перечисляется не сорок два, т. е. четыр-
надцать, взятое три раза, а только, из-за повторения одного
два раза, сорок одно поколение, если мы присоединим и
самого Христа, который царственно предстоятельствует над
числом сорок в управлении этой временной и земной
нашей жизнью.
11. Так как Матфей хотел показать Его, сходящего к
нашей смертности и принимающего участие в ней, то и
само родословие в начале своего Евангелия он перечислил
по нисходящей, от Авраама до Иосифа и даже до самого
рождения Иисуса Христа. А Лука передает о родах не в
начале своего Евангелия, а после крещения Христова, и
не по нисходящей, а по восходящей, как бы подчеркивая
значение Его как священника для искупления грехов, так
как, с одной стороны, Его указал голос с неба, а с другой
126