Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/121]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
КНИГА ВТОРАЯ
Предисловие
1. Отвергнув легкомыслие тех, которые полагают, что
ученики Христовы, написавшие Евангелие, должны быть
презираемы за то, что нами не указывается никаких
писаний самого Христа, относительно Которого они не
сомневаются, что Его должно почитать по мудрости далеко
превосходящим прочих людей (правда, не как Бога, а как
человека), равно и тех, которые пытаются показать, что
Он написал нечто такое, что им по вкусу в силу их
развращенности, а не такое, чем они могут, читая и учась,
исправиться и встать на стезю добродетели, теперь рас-
смотрим то, что евангелисты написали о Христе, оставаясь
всегда верными себе и согласными между собою, дабы в
чем-либо и здесь не претерпели соблазнов в христианской
вере те, которые более любопытны, чем восприимчивы,
потому что не только перечитывая, но и тщательно исследуя
книги Евангелий, они воображают, будто заметили нечто
несогласное и противоречивое, и думают, что это должно
быть предметом споров и упреков, а не благочестивого
созерцания.
Глава I
2. Евангелист Матфей начинает так: "Родословие Иисуса
Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф. I, 1).
Этим своим началом он показал, что он намерен повес-
твовать о рождении Иисуса Христа по плоти. Ведь по
ней Христос есть сын человеческий, как и Сам Он весьма
часто себя называет (Мф. VIII, 20; IX, 6). А то высшее
и вечное рождение, по которому Он есть единородный
Сын Божий прежде всякой твари, ибо все сотворено через
Него, столь неизреченно, что пророк говорит о нем: "Но
род Его кто изъяснит?" (Ис. LIII, 8). Итак, Матфей
исследует человеческое рождение Христа, когда называет
предков Его от Авраама, которых и доводит до Иосифа,
мужа Марии, от которой родился Иисус. Ибо он полагал,
119