Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/640]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
действительно ли это воспоминание. Мы не любили бы
блаженной жизни, если бы не знали ее. Мы слышали это
слово, но влечет-то нас не оно, а то, что оно только
обозначает. Грек ведь не поймет и не затрепещет от
радости, если ему скажут по-латыни: "блаженная жизнь",
ибо она не связана ни с Грецией, ни с Римом, но
стремятся к ней и римляне, и греки, и все остальные.
Таким образом, она известна всем, и нет человека, который
бы на вопрос, хочет ли он быть счастливым, искренне
ответил бы: "Нет". Этого никогда бы не случилось, если
бы у людей не сохранилось воспоминание о том, что есть
блаженная жизнь.
Глава XXI
Но что это за воспоминание? Таково ли оно, какова
моя память о Карфагене? Нет, блаженная жизнь — не
тело, ее не увидеть глазами. Может быть, оно подобно
воспоминаниям о числах? Тоже нет, ибо, зная числа, мы
не стремимся к обладанию ими, зная же и любя блаженную
жизнь, мы хотим обладать ею, хотим быть счастливыми.
Возможно, оно похоже на воспоминание о красноречии?
Нет, хотя многие хотят быть красноречивыми, даже не
будучи таковыми. Однако, они имеют представление о
нем, слушая речи ораторов, получая от них удовольствие.
Но откуда им было узнать о блаженной жизни? Может
быть, мы вспоминаем о ней, как вспоминаем о радости?
Пожалуй, да. Я вспоминаю о прежней радости даже в
печали, как вспоминаю и о счастье, когда несчастлив. Но
никакие внешние чувства никогда не сообщали мне о ней:
я не видел ее, не нюхал, не слышал, не щупал, не
пробовал на язык. Я узнал о ней, когда возрадовалась
душа моя, и память сохранила это знание. Я вспоминаю
о ней когда с тоскою, а когда и со стыдом — в зависимости
от того, что доставляло мне эту радость. Ведь порою
доставляли мне радость и всякие непотребства, и память
о них внушает мне отвращение; порою же радовался я
доброму и чистому, и я вспоминаю об этом с тоской; я
печален, ибо в прошлом уже эта радость.
637