Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/419]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
здорового состояния, то порча или смерть не повредили
бы ему; но с другой стороны, если бы порча не делала
вреда, она не была бы порчей. Отсюда: если порча
враждебна здоровью, то здоровье без всякого сомнения —
благо. Благо все, чему враждебна порча, а чему порча
враждебна, то и само подвергается порче, следовательно,
благо и то, что портится; но портится *оно потому, что
оно — не высшее благо. Итак, оно от Бога, потому что
оно — благо; но оно — не Бог, потому что оно не
высшее благо. Отсюда благо, которое не может подвергаться
порче, есть Бог. Все же прочие блага от Бога — блага,
которые сами по себе могут подвергаться порче, потому
что сами по себе они — ничто, но через Бога они отчасти
не подвергаются порче, отчасти же, подвергшись порче,
исправляются.
20. Между тем, существует изначальная порча разумной
души, а именно: желание делать то, что воспрещает высшая
и сокровеннейшая истина. Так, человек из рая был изгнан
в настоящий век, т. е. от вечного ко временному, от
изобилия к скудости, от крепости к немощи, следовательно,
не от существенного добра к существенному злу, так как
ни одна сущность сама по себе не есть зло, а от блага
вечного к благу временному, от блага духовного к благу
телесному, от блага разумного к благу чувственному, от
блага высшего к благу низшему. Таким образом, есть
некоторое благо, питая любовь к которому разумная душа
грешит, потому что благо такое по достоинству своему
ниже ее; поэтому зло заключается в грехе, а не в той
сущности, которую любят греховно. Отсюда: не древо,
которое, согласно писанию, росло среди рая, есть зло, а
преступление заповеди Божией. Так как следствие этого
преступления состоит в правосудном наказании, то от
древа того, к которому человек прикоснулся вопреки
запрету, явилось познание добра и зла; потому что, впав
в свой грех и терпя за него наказание, душа учится, какое
различие существует между заповедью, которую она не
захотела сохранить, и грехом, который она совершила; и
таким образом, с одной стороны, по опыту знакомится
со злом, которого она не знала, остерегаясь его, а с
416