Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/406]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
творения создал Отец, другую — Сын, а третью — Дух
Святой, а так, что и все вместе, и каждая природа в
отдельности созданы Отцом через Сына в даре Духа
Святого. Ибо всякая вещь, назовем ли мы ее субстанцией,
или сущностью, или природой, или же другим каким-нибудь
термином, одновременно имеет в себе и то, и другое, и
третье, так что представляет собой и нечто единое, и
отличается от остальных своим видом, и не выступает из
порядка вещей.
8. В процессе познавания нам станет ясно, насколько
человеку можно это постигнуть, и то, как в силу необ-
ходимых, неизбежных и справедливых законов все подчи-
нено Богу и Господу своему. Отсюда все, чему мы сначала
уверовали на основании только авторитета, мы начинаем
и понимать, представляя его себе отчасти как вполне уже
несомненное, отчасти же как такое, что может и должно
быть несомненным, и в то же время соболезнуя о тех
неверующих, которые желают лучше осмеивать нас, веру-
ющих, чем вместе с нами веровать. Ибо такие истины,
как святейшее воплощение, рождение Девы, смерть ради
нас Сына Божия, воскресение из мертвых, вознесение на
небо, сидение одесную Отца, прощение грехов, день суда,
воскресение тел, мы и после познания вечности Троицы
и изменяемости твари относим к милосердию всевышнего
Бога, оказанному Им человеческому роду, еще только
верой, а не разумением. Но так как весьма верно сказано:
"Подобает многим ересям быть, да искусные явления
бывают в вас" (1 Кор. XI, 19), то будем пользоваться и
этого рода благодеянием Божественного промысла. Ибо
еретики являются из числа людей, которые, хотя бы даже
и находились в Церкви, тем не менее, однако же, за-
блуждались бы. Когда же они делаются внешними, бывают
весьма для нас полезными; не потому, чтобы учили истине,
которой не знают сами, а потому, что побуждают плотских
католиков искать, а духовным открывают истину. В святой
Церкви есть много мужей, искусных перед Богом, но они
не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего
невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не со-
зерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото
403