Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/356]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
боюсь потерпеть крушение на таинственнейших скалах,
которые истинны, хотя и неведомы. Или, если я скажу,
что ложного нет нигде, то это мнение опровергнет всякий,
кто угодно. И вот томления мои возвращаются снова, и
я вижу, что со всем своим терпением, с которым я
относился к твоей медлительности, я нисколько вперед
не продвинулся.
9. Р. Лучше внимательнее вникай, потому что я никоим
образом не могу примириться с мыслью, что мы напрасно
молились о божественной помощи. Перепробовав по воз-
можности все, я нахожу, что ложным можно по спра-
ведливости назвать лишь то, что выставляет себя тем, чем
оно не есть, или всеми силами стремиться быть, но не
есть. Но первый род ложного есть или лживый (fallax),
или неправдивый (mendax). Ибо лживым правильно на-
зывается тот, кто имеет желание обмануть кого-либо и
который делает это отчасти пользуясь разумом, отчасти
же в силу своей природы; с участием разума это бывает
у животных разумных, например у человека; по природе
же — у животных неразумных, к примеру у лисицы.
Неправдивым же я называю то, что высказывается гово-
рящими неправду. Они тем отличаются от лжецов, что
всякий лжец желает обмануть, но не всякий говорящий
неправду имеет подобное намерение: потому что и мимы,
и комедии, и множество поэм переполнены неправдивым
более с целью доставить удовольствие, нежели обмануть,
да и все почти, кто шутит, говорят неправду. Но лжецом
или лгущим называется правильно тот, кто ставит себе
задачу кого-либо обмануть. Тех же, кто не имеют в виду
ввести кого-либо в заблуждение, а только что-либо выду-
мывают, называют выдумщиками, или, если этого нет, то
просто говорящими неправду. Но ты, может быть, имеешь
что возразить против этого?
А. Продолжай пожалуйста; может быть, теперь-то ты и
начал о ложном говорить неложное. Впрочем, мне не
терпится узнать, что это за такой род, о котором ты
сказал, что он стремиться быть, но не есть.
Р. Это все то, о чем мы много говорили выше. Не
кажется ли тебе, что твое отражение в зеркале как бы
353