Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/314]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
Глава XIV
О том, что Христос учит внутренне, а человек
напоминает внешне при помощи слов
Затем ли преподают учителя, чтобы воспринимались и
запоминались их мысли, а не те науки, которые они
излагают посредством слов? Чье же любопытство будет
столь неразумно, что он пошлет своего сына в школу с
той только целью, дабы тот узнал, что думает учитель?
Но когда учителя при помощи слов преподали все те
науки, обучение которым они приняли на себя, — науки
о добродетели и мудрости, —тогда так называемые ученики
отдают сами себе отчет, истинно ли то, что им сказано,
созерцая внутреннюю истину сообразно со своими спо-
собностями. Значит, они тогда собственно и учатся, и
когда внутренне откроют, что сказанное истинно, то хвалят,
даже не подозревая, что хвалят не учителей, а скорее
наученных; если, впрочем, и те знают, что говорят. Обма-
нываются же люди, называя учителями тех, кто совсем
не учителя, потому что по большей части между моментом
говорения и моментом познания не бывает никакого
промежутка; и так как внутреннее научение является вслед
же за напоминанием говорящего, то и кажется, будто
учатся извне, от того, кто напомнил.
Но о пользе слов вообще, которая, если хорошенько
вдуматься, вовсе не мала, мы порассуждаем, если Бог
поможет, в другое время. Теперь же я старался убедить
тебя, что мы не должны приписывать словам значения
большего, чем следует, дабы мы не только верили, но и
понимали, насколько истинно сказано в божественном
писании, чтобы мы не называли на земле учителем нико-
го, поелику один есть Учитель всех на небесах (Мф. XXIII,
8 — 10). А что такое — на небесах, этому научит нас
Он сам, который и чрез людей напоминает нам внешним
образом, знаками, дабы, обращаясь к Нему, мы учились
внутренне. Любить и знать Его составляет блаженную
жизнь, о которой все кричат, что ищут ее, но далеко не
все могут радоваться, что действительно ее нашли. Но я
311