Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/293]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
Августин. В таком случае я спрошу тебя: эти три слога,
соединенные вместе, не ты ли?
Адеодат. Ни в коем случае. Но понимаю, к чему ты
клонишь.
Августин. Тогда скажи, чтобы я ненароком не обидел
тебя.
Адеодат. Ты думаешь вывести то заключение, что я не
человек?
Августин. А разве это не следует из твоих предыдущих
согласий и отрицаний?
Адеодат. Вначале ответь мне, о тех ли трех слогах ты
спросил, когда задал вопрос "человек — человек ли", или
же о самой вещи, которую эти слоги означают?
Августин. Лучше ты ответь, в каком смысле ты понял
мой вопрос: ведь если вопрос двусмысленен, ты должен
был отвечать не прежде, чем выяснил бы для себя, в
каком смысле я тебя спросил.
Адеодат. Чем же помешала бы мне эта двусмысленность,
если бы я на то и другое ответил так: человек есть
человек, ибо и те три слога суть не что иное, как именно
те три слога, и означаемое ими — не что иное, как то,
что оно есть.
Августин. Ответ тонкий, но почему ты в том и другом
смысле понял лишь одно слово "человек", но не остальное,
что нами говорилось?
Адеодат. Откуда же видно, что остальное я понял
иначе?
Августин. Не говоря уж обо всем другом, если бы ты
понял самый первый мой вопрос в том смысле, что звучат
одни лишь слоги, ты не смог бы мне вообще что-либо
ответить: ведь тогда ты мог бы решить, что я ни о чем
тебя не спросил. А между тем, когда я произнес три
слова, из коих одно я повторил дважды, сказав: "чело-
век — человек ли", — ты два последних слова понял не
как знаки, а как то, что ими обозначается: это видно по
крайней мере из того, что ты тотчас же счел нужным
ответить на вопрос.
Адеодат. Совершенно справедливо.
290