Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/194]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
Еводий. Необходимо так: потому что города и области
суть не что иное, как тела.
Августин. А не смотрел ли ты когда-нибудь в маленькое
зеркальце, или не видел ли ты когда-нибудь своего лица
%в зрачке чужого глаза?
Еводий. И даже очень часто.
Августин. Почему оно представляется там гораздо мень-
шим, чем есть на самом деле?
Еводий. А ты хотел бы, чтобы отражение представлялось
большим, чем само зеркало?
Августин. Следовательно, изображения тел необходимо
должны представляться малыми, если малы тела, в которых
они представляются.
Еводий. Совершенно верно.
Августин. Но если душа так же мала по объему, как
и ее тело, то каким образом в ней могут отпечатлеваться
столь великие образы, что она может представлять в своем
воображении и города, и обширные области, и всякие
иные громады? Я желал бы, чтобы ты несколько внима-
тельнее подумал над тем, сколько великого и как много
содержит в себе наша память, которая, в свою очередь,
содержится в душе. Какое, следовательно, у нее основание,
какая глубина, какая неизмеримость, если она может все
это принять, между тем как вышеприведенное заключение
показывает, что она такова же по объему, как и тело?
Еводий. Я не нахожу, что тебе ответить, и не в состоянии
выразить, до какой степени меня это смутило; я теперь
и сам смеюсь над собою, что определил величину души
мерою тела.
Августин. Так она уже не кажется тебе чем-то вроде
ветра?
Еводий. Никоим образом, потому что если и воздух,
течение которого, как полагают, производит ветер, может
наполнить весь этот мир, то душа может представлять в
своем воображении такие бесчисленные и такие великие
миры, что я не в состоянии и подумать о том пространстве,
которое могло бы содержать в себе эти образы.
Августин. В таком случае подумай, не лучше ли полагать,
что она, как я сказал выше, ни длинна, ни широка, ни
7 Зак. 3644
191