Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/186]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
О КОЛИЧЕСТВЕ ДУШИ
Глава I
Еводий. Так как я вижу, что у тебя много досуга, то
прошу ответить мне на вопросы, которые, как мне кажется,
занимают меня вполне благовременно и уместно. Согласись,
что довольно часто, когда я спрашивал тебя о чем-либо
важном, ты останавливал меня каким-то греческим изре-
чением, предостерегающим доискиваться того, что выше
нас. Но я не думаю, чтобы мы были выше нас же самих.
И если я спрашиваю о душе, то ведь никак не заслуживаю
ответа: "Что нам до того, что выше нас?", ибо хочу только
знать, что такое мы.
Августин. Перечисли коротко, что ты желаешь услышать
о душе.
Еводий. Изволь: у меня это подготовлено долгими раз-
мышлениями. Я спрашиваю: откуда душа, какова она,
сколь велика, зачем она дана телу, какой она становится,
когда входит в тело, и какою — когда оставляет его?
Августин. Твой вопрос о том, откуда душа; я вынужден
понимать в двояком смысле. Ведь мы можем спросить:
откуда этот человек? и тогда, когда желаем знать, где его
отчизна, и тогда, когда спрашиваем, из чего он состоит,
из каких элементов и вещей. Что из этого ты желаешь
знать, когда спрашиваешь то же о душе?
Еводий. И то и другое, но о чем следует знать прежде
— предпочитаю оставить на твое усмотрение.
Августин. Отчизна души, я полагаю, есть сам сот-
воривший ее Бог. Но субстанцию души я назвать не могу.
Я не думаю, чтобы она была из тех обыкновенных и
известных стихий, которые подпадают под наши телесные
чувства: душа не состоит ни из земли, ни из воды, ни
из воздуха, ни из огня, ни из какого-либо их соединения.
Если бы ты спросил меня, из чего состоит дерево, я
назвал бы тебе эти четыре общеизвестные стихии, из
которых, нужно полагать, состоит все подобное, но если
бы ты продолжал спрашивать: из чего состоит сама земля,
183