Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/169]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
должны напоминать человеку, куда он должен возвращаться
и откуда — убегать. Ибо, как выход души есть падение
в область смертного, так возвращение ее должно быть в
область разума. Одним из этих слов, а именно названием
— разумное, душа отделяется от животных бессловесных,
другим названием — смертное, от божественного. Итак,
если она не удержит за собою первого, то Вудет животным
бессловесным, а не устранится от последнего — не будет
божественной. Но ученейшие мужи имеют обыкновение с
остроумием и тонкостью различать субъективно-разумное
(rationale) и объективно-разумное (rationabile). Этого раз-
личения никоим образом не следует упускать из виду и
нам для нашей цели. Субъективно-разумным они назвали
то, что пользуется или может пользоваться разумом; а
объективно-разумным то, что сделано или сказано разумно.
Например, объективно-разумными мы можем назвать эти
бани и нашу речь; субъективно же разумными или того,
кто эти бани построил, или нас, которые здесь говорим.
Итак, от субъективно-разумной души разум переходит в
объективно-разумное, т. е. в то, что делается или говорится.
Итак, я вижу два рода предметов, в которых могущество
и сила разума может подпасть наблюдению чувств: это —
дела человеческие, подлежащие зрению, и слова, подле-
жащие слуху. В отношении тех и других душа, по не-
обходимым условиям телесной жизни, пользуется двумя
вестниками: один из них — глаза, другой — уши. Поэто-
му, когда мы видим что-нибудь образованным из частей
взаимно соразмерных, мы не без основания говорим, что
оно представляется разумным. Точно так же, слыша какое-
нибудь стройное пение, мы не сомневаемся, что оно звучит
разумно. Но мы осмеяли бы всякого, кто сказал бы:
разумно пахнет, или разумно на вкус, или разумно на
осязание — разве только он употребил бы такое выражение
по отношению к чему-либо, специально приготовленному
людьми, чтобы оно так пахло, или имело такой вкус, или
так согревало, или вызывало иное ощущение. Так, было
бы не смешно, если бы кто о месте, из которого изгоняются
змеи при помощи веществ, издающих сильный запах,
сказал, принимая во внимание причину, по которой это
166