Авраамий

Синонимы:

  • Авраамий Нижегородский

Автор:

  1. →djvuАвраамий. Вопрос и ответ старца Авраамия // Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885
  2. →djvuАвраамий. Инока Авраамия выписано от божественного писания о антихристовой прелести // Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885
  3. →djvuАвраамий. Книга глаголемая челобитная // Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885
  4. →djvuАвраамий. Послание отца Авраамия и страдальца за веру Христову некоему боголюбцу // Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885
  5. →djvuАвраамий. Християноопасный щит веры // Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885

(Афанасий; † весна 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен); земляк, ученик и духовный сын протопопа Аввакума. В 1664 г. жил в Москве в доме боярыни Ф. П. Морозовой, в 1665 г. принял монашество в одном из подмосковных мон-рей. Вернувшись в Москву весной 1667 г., возглавил столичную общину староверов, активно проповедовал, защищая старые обряды. Вел тайную переписку с сосланными в 1667 г. в Пустозерск протопопом Аввакумом, Федором Ивановым, иноком Епифанием и попом Лазарем. А. был хранителем нелегальной рукописной б-ки и архива московской старообрядческой общины. 8 февр. 1670 г. А. был арестован, у него были отобраны письма Аввакума и др. «возмутительные» бумаги. А. был заключен на Мстиславском дворе, допрашивали его в Чудовом мон-ре митр. Крутицкий Павел, архим. Чудова мон-ря (буд. Патриарх) Иоаким и др. Ни увещания, ни строгое заключение не смогли заставить А. принять новые книги и обряды, за это он был расстрижен. В заключении А. поддерживал связь с Аввакумом и др. единомышленниками. Написал челобитную царю Алексею Михайловичу, в к-рой содержалось резкое обличение церковных нововведений и отказа от «веры прежних отцов». Непримиримый и резко обличительный тон этого послания, по-видимому, послужил поводом к осуждению А. на смертную казнь. Весной 1672 г. он был сожжен на Болотной пл. в Москве. В «Винограде российском» - мартирологе известного выговского писателя С. Денисова А. представлен мучеником за веру.

А.- автор многочисленных сочинений в защиту старых обрядов. Его главное произведение - историко-полемический сб. «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения» (1667-1669), куда кроме его собственных вошли сочинения первых писателей-старообрядцев (Аввакума, диак. Федора Иванова, Ивана Неронова и др.), а также слова свт. Иоанна Златоуста, прп. Максима Грека, Сказание Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе, многочисленные выписки из святоотеческих и уставных книг. Это сочинение А. явилось одним из первых образцов старообрядческой книги. Из др. его произведений известны «Послание к христолюбцу» (до 1670) и написанные уже в заключении (1670-1672) послания боярыне Морозовой, «дщери Христовой», «Послание к некоему боголюбцу» и публицистическое соч. «Вопрос и ответ старца Авраамия». Сочинения А. пользовались большой популярностью у единомышленников и сохранились до наст. времени в многочисленных списках XVII-XX вв.

Соч.: МДИР. 1885. Т. 7. 1887. Т. 8; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в первое время его существования. СПб., 1898; Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912; ПЛДР. XVII в. Кн. 2. С. 503-522.

Лит.: Панченко А. М., Шухтина Н. В. Авраамий // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 31-34 [библиогр.]; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во 2-й пол. XVII в. СПб., 1995.