user:
pass:

Успенский Б. А.

Избранные труды

Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Библиографическая ссылка: Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания.
Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

показать коды

Скачать файл: uspenskiy-izbrannye_trudy_1-1996p.pdf (8.3 Мб)

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Примечания

Historia sub specie semioticae

Примечания

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Примечания

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко),(в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Примечания

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Примечания

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Постановка вопроса

Харизма царя

Харизма патриарха

Некоторые выводы

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России),(в соавторстве с В. М. Живовым)

I. Сакрализация монарха в контексте историко-культурного развития

1 . Древнерусские представления о государственной власти и начало сакрализации монарха в Древней Руси

2. Новые представления о царе в связи с внешними культурными влияниями: реконструкция византийского образца и усвоение барочной культуры

II. Сакрализация монарха как семиотический процесс

1 . Семиотические атрибуты монарха: царь и Бог

2. Семиотические атрибуты монарха: царь и патриарх

III. Гражданский культ монарха в системе барочной культуры

1. Культ монарха и проблемы вероисповедного сознания

2. Сохранение барочной традиции в духовной среде

IV. Итоги

Примечания

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века),(в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Примечания

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Примечания

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Примечания

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Примечания

Раскол и культурный конфликт XVII века

Примечания

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление