user:
pass:

Макарий Булгаков

Введение в православное богословие

Библиографическая ссылка: Макарий Булгаков. Введение в православное богословие. — СПб., 1913. Репринт 1999

показать коды

Скачать файл: makary_bulgakov-vvedenie_v_pravoslavnoe_bogoslovie-1913-1999p.pdf (28.4 Мб)

Содержание

Титульный лист

Митрополит Макарий: жизнь и богословская деятельность

Основные даты жизни

Первые годы жизни (1816–1823)

Начальное образование и воспитание (1823–1831)

Курская духовная семинария (1831–1837)

Киевская духовная академия (1837–1841)

Первые годы преподавания (1841–1842)

Годы преподавания и ректорства в СПбДА (1842 – 1851)

Архиерейское служение на Тамбовской кафедре (1857–1859)

Архиерейское служение на Харьковской кафедре (1859 – 1868)

Годы управления Литовской епархией (1868 – 1879)

Годы управления Московской митрополией (1879–1882)

Кончина митрополита Макария

Богословское наследие митрополита Макария

Библиография

Введение в Православное богословие

Православное Догматическое Богословие

Предисловие.

Предмет введения в науку.

Понятие о православном Богословии.

Предмет и части введения в православное Богословие.

Источник, пособие и метод введения в православное Богословие.

Историческое обозрение других понятий о введении в православное Богословие.

ЧАСТЬ I. О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОСЛАВНАГО БОГОСЛОВИЯ.

Состав этой части.

ОТДЕЛ I. О ВЕРЕ И ОТКРОВЕНИИ ВООБЩЕ.

Глава I. О Вере.

С каких сторон можно разсматривать Веру.

I. Основные истины, предполагаемыя понятием о Вере.

Указание их.

Истина бытия Божия.

Истина бытия и безсмертия души человеческой.

II. Существо Веры.

Понятие о Вере.

Основание и начало Веры.

Содействие Божие в деле веры и обязанности человека.

Цель и следствия Веры.

Разделение Веры.

III. Вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческаго. Понятие о Церкви.

Связь Веры и Церкви.

Происхождение и состав Церкви.

Цель Церкви и средства для цели.

Устройство Церкви.

Разделение Церкви земной.

Глава II. Об Откровении.

Ограничение предмета.

I. Возможность откровения.

Понятие об откровении и стороны, с каких может быть разсматриваема его возможность.

Возможность откровения со стороны Бога.

Возможность откровения со стороны чеповека.

Возможность откровения со стороны самих истин откровения.

II. Необходимость окровения.

В чем состоит и откуда открывается эта необходимость?

A. Состояние Веры в роде человеческом вне Христианства, как истинного Откровения.

Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле Веры, без сверхъестественного содействия Божия.

III. Признаки откровения.

Необходимость этих признаков, средство к определеиию их и разделение.

A. Внутренние признаки откровения.

Б. Внешние признаки откровения.

ОТДЕЛ II. 0 ВЕРЕ ХРИСТИАНОКОЙ, КАК ЕДИНОМ ИСТИННОМ ОТКР0ВЕИИИ.

Точки зрения на предметы этого отдела.

Глава I. О христианстве, как Вере.

Понятие о Христианской Вере.

Основание и начало Христианской Веры.

Что совершил Бог в деле Веры Христиаяской и что требуется от человека?

Цель Христианской Веры.

Разделение Христианской Веры.

Глава II. О Христианстве, как едином истинном Откровении.

Важность предмета и разделение главы.

I. 0 божественном происхождении ветхозаветного откровения.

А. Веры патриархалъной.

Б. Веры подзаконной.

Общий вывод из предыдущего и переход к последующему.

II. 0 божественном происхождении откровения новозаветнаго.

А. Внутренние признаки божественности новозаветного откровения.

Б. Внешние признаки божественности новозаветного откровения.

ЧАСТЬ II. ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОСЛАВНАГО БОГОСЛОВИЯ.

Понятие об источниках православного Богооловия и разделение их.

ОТДЕЛ I. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

Понятие о Священном Писании и состав этого отдела.

Глава I. Об исторической важности или достоверности книг Св. Писания.

Точки зрения на предмет изследования и разделение главы.

I. Об исторической достоверности книи ветхозаветных.

Подлинность пятикнижия Моисеева:

Неповрежденность пятикнижия Моисеева.

Подлинность прочих книг Ветхаго Завета.

Их неповрежденность.

II.Об исторической достоверности книг новозаветных.

Подлинность четвероевангелия:

Подлинность прочих книг новозаветных.

Неповрежденпость четвероевангелия и прочих книг новозаветных.

Глава II. О догматической важности книг Св. Писания.

Понятие о сей важности и разделение главы.

I. 0 богодухновенности книг Св. Писания.

Богодухновенность книг Ветхого Завета.

Богодухновенность книг Нового Завета.

II. 0 книгах канонических Св. Писиния.

Канонические книги Ветхого Завета.

Канонические книги Нового Завета.

III. О киигах неканонических Св. Писания.

Исчисление этих книг и их важность.

ОТДЕЛ II. О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ.

Необходимость другого Божественного источника Хр. Веры, при Св. Писании, и понятие о Священном Предании.

Свящ. Предание должно быть признаваемо за источник Христианской Веры.

Свящ. Предание могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в своей целости:

А. Могло сохраниться.

Б. Свящ. Предание, действительно, сохранилось до нас в целости.

Признаки священного или Апостольского Предания.

Важность и употребление Свящевнаго Предания.

ОТДЕЛ III. О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦЕ И ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦЕ СВ. ПИСАНИЯ И СВ. ПРЕДАНИЯ.

Связь с предыдущим и части настоящего отдела.

I. Хранительницею и истолковательницею Божественного откровения поставлена быть православная Церковь.

Раскрытие этой истивы и, предварительно, понятие о Церкви.

II. 0 непогрешимости Церкви.

Доказательства непогрешимости Церкви.

Объяснение понятия о непогрешимости Церкви.

Способы выражения Церковию своей непогрешимости.

Непогрешимость вселенских Соборов.

Непогрешимость Церкви в ея обыкновенном положенип (in statu, quo...)

Важность учения св. Отцев и учителей Церкви.

III. О Церкви Православной.

Связь с предыдущим и части изследования.

Начало для суждения о православии Церкви.

Приложение избранных начал к Церкви восточной-православной.

Приложение тех же начал к другим церквам и обществам христианским.

Следствия из предложенного учения о Церкви Православной:

А. Касательно самой Церкви Православной.

Б. Касательно отношения к ней верующих.

В. Касательно употребления верующими Св.Писания и св. Предания.

IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение Православной Церкви.

Разделение их.

Изложевия 1-го рода.

Изложения 2-го рода.

ЧАСТЬ III. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНАГО БОГОСЛОВИЯ.

Понятие о разных способах изучения Христианской Веры и разделение этой части.

ОТДЕЛ I О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО Б0Г0СЛ0ВИЯ В0ОБЩЕ.

I. Характер системы православного Богословия.

Понятие о ней.

Отличие этого способа изучения Хр. Веры от прочих способов и его относительное достоинство.

Отличие системы православного Богословия от прочих систем.

Изменяемость и усовершимость системы православного Богословия и постоянный закон.

II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного Богословия.

Разделение их.

Качества воспитанников.

Круг приготовительных наук.

Занятия Богословием.

III. Состав системы православного Богословия.

Общее разделение Богословских наук.

Существенные науки православного Богословия.

1. Науки предварительные.

2. Науки составные.

3. Науки прикладные.

Вспомогательвые науки православного Богословия.

1. Науки исторические.

2. Науки сравнительные.

Расположение существенных и вспомогательных наук в одной системе.

ОТДЕЛ II. О СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ В ОСОБЕННОСТИ.

Части и характер этого отдела.

I. Науки православного Богословия предварительные.

А. Имеющие предметом историю Христовой Веры и Церкви вообще.

1. Собственно история Веры и Церкви.

2. Науки вспомогательные для церковной истории.

Б. Имеюшие предметом источники Христиаиской Веры.

I. Священное Писание.

II. Священное Предание.

III. Символическое учение Церкви.

II. Науки православного Богословия составные.

А. Имеющие предметом своим Христианское учение.

Разделение их.

Богословие Догматическое.

Богословие Сравнительное или Обличительное.

Богословие нравственное.

Б. Имеющие предметом Христианские священнодействия или богослужение.

Литургика.

В. Имеющие предметом Христианское управление.

Каноническое Право или церковное Законоведение.

III. Науки православного Боюсловия прикладные:

А. Имеющия целию наставить пастыря, как проходить свое служение Церкви прилагать Христианскую Веру к жизни других.

Понятие об этих науках.

Пастырское Богословие.

Гомилетика.

Б. Имеющие целию наставить самих пасомых, как усвоять себе Христианскую Веру и преуспевать в благочестии.

Аскетика или руководство к благочестивой жизни.

Оглавление.

Издательство "Аксион эстин"